Интервью с заместителем директора чешской языковой школы Тамарой Мараховской

Друзья! Сегодня мы задаем самые важные вопросы, интересующие большинство родителей и будущих студентов, которые планируют получать высшее образование за рубежом, директору языковой школы с правом приема государственных языковых экзаменов в Чехии – RENER EDUCATION, Тамаре Мараховской.

Тамара, сейчас все больше украинских семей интересуются высшим образованием за рубежом, расскажите, пожалуйста, чем же привлекательна Чехия в плане поступления и обучения в высших учебных заведениях.

Приветствую вас из южной Чехии. Да, дествительно, все больше  выпускников и их родителей обращаются к нам по вопросам обучения в Чехии. Что самое интересное, на мой взгляд, это то, что Чехия сегодня одна из самых перспективных в Европе стран, вышла на первое место по темпам роста экономики в Евросоюзе. Что также немаловажно, это перспективы трудоустройства. Сегодня фактически предложений по работе больше, чем процент безработных. И я говорю именно о специалистах, а не о разнорабочих. Многие отрасли нуждаются в сотрудниках и очень охотно берут молодых специалистов с чешским дипломом. Обучение в государственных университетах бесплатно для всех, в том числе и для иностранцев. Далее, конечно же, важным являются славянские корни, схожесть языков. Ну и просто Чехия — отличная страна для жизни.

Бесплатное образование в государственных университетах интересует многих студентов, это весомый аргумент в пользу выбора Чехии, как страны обучения и дальнейшей жизни. Как же поступить в чешский государственный вуз, что для этого нужно?

 Главное, что необходимо для поступления, это, безусловно, язык. Я бы даже сказала, что язык необходим в принципе для жизни, понимания культуры и того, что происходит вокруг тебя. Но также и одно из требований государственных вузов – знание языка на уровне В1/В2 по международной шкале. В популярные вузы, где есть вступительные экзамены, конечно же, необходим сертификат на уровень В2. Вузы, которые имеют недоборы, снижают планку до В1. Понимаю, что мне могут возразить, что, мол, есть факультеты, где вообще ничего не требуют, только подай заявление вовремя. Да, действительно, есть и такие, но это, как правило, факультеты с таким сложным обучением, что после первого семестра студент или будет исключен или сам уйдет по причине абсолютного непонимания предметов в чешском языке. Скажу так, что и с В2 язык нужно продолжать учить, чтобы влится в процесс обучения, чтобы писать работы и делать презентации. Все это очень непросто. Говорю сейчас о государственных вузах, так как коммерческие вузы имеют совсем другой подход, но и диплом их имеет совсем другое качество.

Чешский язык имеет славянские корни и схож с украинским. Сколько времени, в среднем, требуется для его изучения до требуемых уровней В1 и В2? Есть ли существенная разница в изучении на Украине у хорошего преподавателя и в Чехии в языковой школе?

 Сходство языков иногда играет двойную роль…. Например, некоторые слова, звучащие одинаково в чешском и украинском языке имеют разное значение, употребляются в разных смыслах. Конечно, есть сложности и с грамматикой. Наша школа отдает преимущество годичному обучению. В принципе, за год, мы выходим со студентами на уровень В2. Но всегда есть в группе те, кто не дотягивает и идет потом на В1. В основном, это ребята, которые не совсем понимают смысл пребывания на курсе или которые изначально занижают планку, чтоб поступить в так называемые «легкодоступные» вузы. Но здесь есть свои подводные камни. Приведу такой пример. Югочешский университет, экономический факльтет берет студентов без вступительных экзаменов и с уровнем языка В1. К сожалению, некоторые студенты берут это за отправную точку, не понимая, что потом, поступив, все равно споткнутся на языке и им будет очень сложно сдать первую сессию. Относительно обучения в Украине, курсов, частных преподавателей, я не хочу давать этому какие-либо профессиональные оценки. Просто из опыта нашей школы студенты, начавшие с нуля на курсе и студенты, приехавшие после такого обучения к нам на курс, выравниваются в знаниях примерно к ноябрю – декабрю. И это, не смотря на то, что вторая группа занимается отдельно, по более сложной программе. Много пробелов, много приходится исправлять в произношении. Все, конечно, зависит от преподавателей. Но чешский, как правило, преподают русско или украиноязычные педагоги, изучавшие чешский, носителя языка найти сложно, да и носитель сам по себе все же должен иметь педагогический опыт, а не просто говорить по-чешски. Ну и потом общеизвестно, что язык лучше всего учить все же в среде. Общаться, говорить постоянно на чешском у наших студентов есть возможность с первого дня пребывания.

Получается, что особого смысла тратить время на изучение чешского языка учась в 11 классе или на последнем курсе бакалавриата нет? Тамара, что-бы Вы посоветовали родителям старшеклассников и студентов, которые уже выбрали для себя высшее образование в Чехии в дальнейшем, на чем сосредоточиться в подготовке, чему уделить особое внимание?

 Я бы посоветовала делать упор больше на школьную программу, на профильные предметы, на английский язык. Чешский язык у нас учат на базе английского. Знание английского является хорошим подспорьем, особенно в начале. Нужно не забывать и о том, что украинские аттестаты подлежат процесссу признания, так называемой нострификации. Нострификация аттестатов проходит путем сдачи экзаменов по школьным предметам. Никогда нельзя точно определить, какому студенту какие предметы выпадут и потому желательно владеть неплохим уровнем школьной программы в целом. Ну и, безусловно, если уже выбрано направление, то уделять наибольшее внимание профильным предметам. Особенно это касается медиков, гуманитариев и тех специальностей, где есть вступительные экзамены.   

Тамара, расскажите немного детальнее, что такое нострификация, как она проходит, готовит ли школа RENER EDUCATION детей к этой процедуре?

 Нострификация – это, как я уже говорила, признание равноценности украинского аттестата к чешскому. Заявление о нострификации подается в областном отделе министерства образования. К нему прилагается сам аттестат и выписку о часах за 10-11 класс средней школы. Фактически экзамены назначаются по тем предметам, где наибольший разрыв в часах между чешской и украинской программой. Потому сложно заранее определить точно какие предметы какому студенту дадут на экзамен. Но бояться этого процесса не следует. Время подготовиться всегда есть, это, как правило, от двух недель и больше. Темы тоже даны. Мы практикуем самостоятельную подготовку по готовым конспектам и учебникам. Делаем бесплатные консультации. В отдельных случаях, конечно, приходится прибегать и к дополнительным занятиям. Но, если студент неплохо учился в школе, то проблем никогда не возникает. Сдача экзаменов проходит в государственных гимназиях на чешском языке. Об этом не стоит беспокоиться, так как преподаватели охотно помагают с языком, стараются понять русско-украино-англо-чешскую версию ответов. Главное, это действительно владеть школьной программой хотя бы на среднем уровне. Ну и потом всегда можно прибегнуть к услугам переводчика. Мы стараемся настроить свои группы студентов сразу на то, что сдавать лучше на чешском языке. И для практики полезней, и для преподавателей приятнее. 99% наших студентов успешно справляются с этим процессом. Остальным все равно еще даем шанс пересдавать осенью…

Что касается нострификации дипломов студентов, которые готовятся к поступлению на магистерские программы – тут процесс проходит без сдачи экзаменов.

Такой высокий процент — 99% успешно сдавших нострификацию это очень хорошие результаты! А какая у вас статистика сдачи государственного языкового экзамена? Расскажите, о процессе поступления в ВУЗы Чехии?

 Обычно успешность сдачи языкового экзамена зависит от многих факторов. Залог успеха – посещаемость занятий и систематичекое выполнение домашних заданий. Далее очень важно сосредоточиться и сконцентрировать силы именно на самом экзамене перед его сдачей, внимательно слушать преподавателей. Инструкции к проведению экзамена очень важны, так как можно из-за несоблюдения правил попасть в неприятную ситуацию. В целом, наши группы справляются очень хорошо со сдачей. Практически, все идут на уровень В2, некоторые заканчивают на уровень В1. Но тут уже все зависит только от самого студента. Есть, конечно, и процент так называемого «отсева», один – два  студента могут не сдать вообще. Таким ребятам мы предлагаем сдавать экзамен уже на следующий год с нашей новой группой. Определяем их в университеты без требований к языку или на факультеты общественного образования, где год стоит примерно 15-20000 крон. В случае с такими факультетами у студентов появляется хороший шанс. Если они справятся с программой и сдадут сессию, то будут переведены потом на второй курс уже государственного факультета, где продолжат обучение бесплатно. То есть, появляется возможность «догнать» остальных, если по каким – то причинам не получилось сразу. Конечно, в основном, это те, кто целый год ленился учиться….. Иногда, очень редко, бывает патологическое невосприятие другого языка, но такой случай был всего один за всю нашу практику. Так что главное – это действительно заниматься с первого дня. Процесс поступления проходит в несколько этапов. Первое, это нужно подать заявления в университеты. Это делается обычно зимой – весной, каждый факультет объявляет свои сроки подачи. Далее следует процесс подготовки документов, переписки с университетами, назначаются даты экзаменов, если они есть. Сами вступительные экзамены проходят в мае – июне. Если вступительных экзаменов нет, то примерно в конце мая – начале июня университеты рассылают письма с решением о принятии. В случае экзаменов, ответы приходят через несколько дней после сдачи.

На сколько я понимаю, подготовительный год в Чехии для ребят проходит очень насыщенно: новая страна, изучение языка, нострификация, подготовка по предметам, подача заявлений в ВУЗы, вступительные экзамены, зачисление…. Тем не менее, многие родители спрашивают у нас, можно ли обойтись без «потери года»?

 «Потеря года» …..вопрос, который ставит в тупик моих чешских коллег …. Чешские школьники учатся 13 лет, то есть в среднем, возраст выпускника чешской гимназии 18-19 лет. Плюс не все сразу бегут после школы поступать, родители часто настаивают на получении «рабочего» опыта.  Наши же дети иногда приезжают, когда им не исполняется даже 17. В большинстве случаев это 17-18 лет. Поэтому возрастной потери нет никакой. Что же касается самого первого года. Я даже не говорю об адаптационном периоде – это должно быть понятно родителям, ведь многие дети даже в магазин сами никогда не ходят, максимум за хлебом…  А ведь здесь им нужно жить самостоятельно, распределять бюджет, покупать продукты, готовить, да еще общаясь на неродном языке. Сложно всем! Примерно, первые полгода ребята только приходят в себя, кто-то медленнее, кто-то чуть быстрее. А плюс языковой курс! Со второго полугодия дети начинают подходить ко всему уже более осознанно. Но и да, вы правы, столько всего нужно успеть. Плюс ко всему, подать заявление в ВУЗ в феврале текущего года физически невозможно, т.к. у ребенка еще нет на руках аттестата или диплома. Лучше все делать поэтапно и в Чехии, с пониманием происходящего, тогда следующий год, первый курс, уже пройдет гладко. Тогда сосредоточиться можно будет только на учебе, так как требования к успеваемости у чешских вузов достаточно высоки, а не на решении организационный вопросов. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы за этот подготовительный год научить студентов жить самостоятельно, не искать «помощи» у услужливых посредников или «добрый друзей», грамотно самим решать свои задачи и справляться со всеми бытовыми мелочами.

Тамара, спасибо Вам огромное за такие подробные ответы. Я уверенна, что информация будет очень полезной для родителей и детей, планирующих обучение в Чехии! И в конце нашей беседы хочу задать еще один важный вопрос. В Чехии достаточно большое количество языковых курсов, школ. Как не растеряться при выборе? На что обращать пристальное внимание?

 Ну, во-первых, это легальность самой школы. Сайты министерства образования общедоступны и легко проверить лицензию школы. Потом, например, у нас, есть не только статус языковой школы, но и официально школа имеет право принимать государственные языковые экзамены. Это значит, что в большинстве вузов сдавать языковой экзамен при поступлении не понадобится. Согласна, что школ много, плюс курсы при университетах…. Выбор большой. Нужно смотреть, конечно, на историю, на выпускников. С большой гордостью мы наблюдаем за нашими выпускниками, география их достаточно широка, они поступают и учаться во многих университетах Чехии. Немаловажным является и доступность информации для родителей. У нас, например, все детали обучения родители могут наблюдать в школьном электронном журнале, где ведется и посещаемость, и успеваемость, и комментарии преподавателей.  Также важным является выбор будущего направления или специальности. Большинство школ не озадачиваются таким вопросам, предполагая, что студент сам или с родителями должен определяться. Отчасти это правильно, конечно. Но мы все равно не бросаем их в море предложений от всех вузов. Более того, мы стараемся еще «подстелить соломку» в виде более лояльного вуза, чтобы потом студент, в случае неудачи на экзамене, не остался за бортом. Также, у нас есть возможность помочь с выбором направления путем профессиональных тестов, которые организовывают как наши партнеры, так и мы сами здесь уже на месте. Процесс выезда ребенка на учебу за рубеж очень волнительный и трудоемкий, как для самого студента, так и особенно для родителей. Миллион вопросов, мало ответов, информация в интернете сомнительна…. Потому мы начинаем работать со всей семьей еще задолго до отъезда. Ближе к выезду стараемся максимально подготовить, высылаем подробнейшие инструкции, вплоть до списка необходимых вещей. В общем, работаем по принципу подготовительной группы детского сада. И, поверьте, это сильно облегчает жизнь родителям. Зачастую мы остаемся в контакте и потом. Спустя годы, после окончания нашего курса, некоторые студенты, уже получив высшее образование, работая, создав семьи, тем не менее находят время и с радостью приезжают отдохнуть на наши общие встречи и праздники. Все это дает нам вдохновение придумывать новые программы, решать сложные задачи и брать новые высоты!

Тамара, еще раз благодарим за столь содержательную беседу! Думаю, это наша не последняя встреча, так как интерес к получению высшего образования в Чехии растет с каждым годом. А цель компании «Active Study», как официального представителя школы RENER EDUCATION на Украине, всегда предоставлять своим студентам максимум актуальной и полезной информации.

Мы с радостью приглашаем всех, кто заинтересован в высшем образовании в Чехии к нам на консультации – мы работаем с каждым студентом индивидуально!

Меню